Кадастровый паспорт на земельный участок – это актуальный документ для всех владельцев земли и частных домов. Рассказываем, для чего необходима эта бумага, какую информацию содержит и как ее можно получить.
Действителен ли ранее полученный кадастровый паспорт
До 2017 года на землю оформлялись специальные паспорта, в которых были все характеристики участка. Этим занималась Кадастровая палата. Но после объединения Кадастра и Росреестра паспорта не выдаются. Вместо них собственник получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Это нововведение позволило сократить время на оформление документов и уменьшить расходы по сделкам. Раньше надо было уплачивать госпошлину за получение двух бумаг, а теперь граждане платят 2000 рублей только за справку из ЕГРН.
Паспорт кадастра, который получен до 2017 года, остается действительным, но необходимо учитывать тот факт, что банковские организации и нотариус не принимают этот документ. Если придется продавать земельный участок, потребуется юридически значимая бумага, то есть придется обращаться в Росреестр и заказывать выписку из ЕГРН.
Разница выписки из ЕГРН и Кадастровым паспортом
Выписка полностью заменила паспорт кадастра, и включила в себя дополнительные сведения, которых не было в предыдущем документе. Ранее в паспорте не указывались данные о владельцах объекта и о наложенных на землю обременениях, включая аресты и залоги.
Кадастровый паспорт не является юридически значимым документом при продаже или дарении объекта. Выписки из ЕГРН имеют полноценную правовую значимость и предоставляются владельцами при совершении сделок с недвижимостью.
Сейчас в выписке содержится 4 раздела (в паспорте их было 6). Бланк дополнен разделом, где отображается план объекта с указанием его границ.
Кадастровый паспорт земельного участка - что это
Раньше в паспорте кадастра содержалась информация о земельном участке. Форма изготавливалась по определенным стандартам согласно действующему законодательству. Владельцы земли получали этот документ для того, чтобы:
- Узаконить собственность;
- Продать участок или долю в нем;
- Оформить наследство или факт дарения;
- Построить на участке дом или другие строения;
- Сдать землю в аренду;
- Оформить страховку;
- Пройти процедуру признания банкротства;
- Получить градостроительный план и согласие на застройку;
- Заложить земельный надел.
- Провести межевание.
- Использовать землю в качестве уставного фонда организации.
Без паспорта было невозможно доказать факт владения земельным участком. Все эти действия после 2017 года совершаются с предоставлением выписки ЕГРН – именно она дает возможность проводить сделки и другие действия с земельным участком.
Срок действия
Паспорт на землю официальных сроков действия не имеет согласно ст.4 ФЗ-221 КП. Но его актуальность сохраняется лишь в то время, пока не сменится владелец или какая-либо информация об объекте в Росреестре. После чего выдается обновленная выписка из ЕГРН.
В каких случаях происходит замена паспорта:
- Смена владельца или переход участка в государственное пользование;
- Изменения стоимости или предназначения земли;
- Разделение участков или объединение нескольких наделов в один;
- Устранение ошибок, обнаруженных в документах.
Сейчас необходимо проводить инвентаризацию каждые 5 лет и в случае выявления несоответствий требуется поменять земельный паспорт. При отсутствии изменений бумага действительна долгие годы.
Для чего он нужен
Без оформления в Кадастре объект оставался скрытым для налоговых, коммунальных и других служб и в случае ущерба в результате техногенных ли стихийных катастроф собственнику не оказывалась поддержка от государства.
В выписке из ЕГРН в 2021 году указываются все необходимые характеристики земельного участка. Она может понадобиться для осуществления законных сделок с землей. А также без этого документа невозможно самостоятельно высчитать, правильно ли начисляются налоги на землю.
В паспорте содержатся сведения о кадастровой стоимости, размерах территории и данные владельца. При продаже и покупке в первую очередь спрашивается именно этот документ. При возникновении споров по поводу надела учитываются сведения только из паспорта.
Разделы документа
В паспорте было 6 разделов, в каждом из которых содержалась информация о земельном участке:
- Дата и номер документа государственного учета, место проведения.
- Расположение (адрес) – если его нельзя указать, то в документе указываются координаты или ориентиры участка (например, схема проезда).
- Кадастровый номер и код инвентаризации. При утере паспорта его восстанавливают по эти номерам.
- Стоимость участка – по ней начисляется налог. И если кадастровая цена во много раз больше рыночной, владелец может провести экспертную оценку и обратиться в суд.
- Площадь и четкие границы участка со всеми углами и параметрами. Должна быть полная схема с указанием точек поворотов на границах. Описание границ должно производиться с межевым планом. Если его нет, то и границ не будет. Чтобы составить план, потребуется кадастровый инженер, который произведет замеры.
- Информация об органе БТИ, к которому относится участок.
- Предназначение.
- Данные о владельце, которые полностью и без ошибок совпадают с информацией в паспорте.
При получении выписки ЕГРН нужно, чтобы каждый участок имел межевой план. Такой порядок появился с 2018 г согласно изменениям в ФЗ-221. Если его нет, то не получится осуществить сделку или доказать свое право пользования земли в суде. В разделах документа не должно быть ошибок – если они обнаружились, то потребуется исправить бумагу, подав запрос в Росреестр.
Где и как можно получить кадастровый паспорт на земельный участок
Раньше паспорт заказывали в МФЦ или обращались в Кадастровую палату. После 2017 года все сведения содержатся в Едином реестре. Поэтому необходимо оформлять выписку ЕГРН на сайте Федеральной кадастровой палаты или в МФЦ.
Паспорт оформляется около 7-10 рабочих дней. Готовый документ можно получить в электронном виде, но без печатей и подписей. Бумагу, имеющую юридическую силу, следует забирать в МФЦ.
Заключение
Кадастровый паспорт – это юридически значимый документ на землю. Без него невозможно совершать сделки с земельным участком. С 2017 года вместо этого документа выдается выписка из ЕГРН, которую можно получить в МФЦ.
Остались вопросы? Пишите в комментариях, специалисты Dominfo оперативно на них ответят.